Компания «ММК-УГОЛЬ» оптимизировала и автоматизировала ведение управленческого, регламентированного и оперативного производственного учета, охватывающего все переделы горного производства – от забоя до отгрузки продукции потребителю в количественном и качественном выражении. Новая система управления построена на базе решений «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2» и «1С:Документооборот КОРП». Она учитывает особенности производственного учета на предприятиях горнодобывающей отрасли. В частности, был обеспечен оперативный учет производственных показателей по добыче, проходке, обогащению и отгрузке продукции, полавный учет затрат, расчет себестоимости в разрезе единиц техники, распределение расходов будущих периодов, проведена интеграция с весовым оборудованием.
В результате существенно снижены трудозатраты на подготовку управленческой отчетности, увеличилась скорость работы финансовой службы, сократилось количество ошибок, необходимость проведения корректировок в течение года.
«ММК-УГОЛЬ» занимается добычей и переработкой коксующихся углей. Компания входит в группу предприятий «Магнитогорский металлургический комбинат», обеспечивая сырьевую безопасность ММК. Производственные подразделения компании: шахта «Чертинская-Коксовая», шахта «Костромовская», центральная обогатительная фабрика и цех сервиса и логистики. Общая численность сотрудников компании «ММК-УГОЛЬ» – более 3 000 чел.
До старта проекта в «ММК-УГОЛЬ» использовалось несколько информационных систем: несколько информационных баз системы «1С:Управление производственным предприятием» и КИС SIKE. Производственный учет вёлся в Excel и КИС SIKE. Возможности этих решений не полностью соответствовали потребностям предприятия.
Основные недостатки действовавшей на тот момент информационной системы:
- большое количество информационных баз и обменов информацией между ними;
- отсутствие достоверной и оперативной производственной информации;
- недостаток функционала для решения отраслевых производственных задач;
- нехватка уровня детализации информации;
- ведение одних и тех же справочников в разных системах, ручной перенос данных;
- дублирование документов и ввода данных в систему;
- большое количество плохо документированного нетипового функционала;
Кроме того, большая часть процессов была не формализована.
Основной целью проекта ставилась автоматизация управленческого, бухгалтерского, налогового и производственного учета для своевременного оперативного получения информации о состоянии предприятия, быстрого закрытия месяца и оперативного формирования отчетности для головной компании. Кроме того, требовалось обеспечить синхронизацию нормативно-справочной информации и организовать обмен информацией и электронный документооборот с информационными системами компании «ММК», а также внутри предприятия. Эти инициативы направлены на повышение эффективности управления компанией и снижение рисков бизнеса.
Задачи проекта:
- обеспечение финансового учета, своевременного формирования регламентированной и управленческой отчетности (управленческий учет, оперативный учет, бухгалтерский и налоговый учет, управление взаиморасчетами, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, расчет себестоимости, обеспечение быстрого закрытия месяца по управленческому и регламентированному учету);
- обеспечение контроля и управление денежными средствами (казначейство и управление денежными средствами);
- обеспечение оперативного учета производственных процессов по основным процессам: добыча, проходка, переработка, перевозки и транспорт, отгрузка, ремонты, геологоразведка;
- ведение складского учета, снабжения и продаж (управление складом, управление закупками, управление запасами, управление продажами);
- мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия (производство, бюджетирование, финансы, управленческая отчетность);
- ведение электронного документооборота и делопроизводства;
- интеграция с внешними информационными системами, обмен данными между информационными системами «ММК-УГОЛЬ» и «ММК», синхронизация и управление нормативно-справочной информацией.
Для дальнейшего развития системы управления производством, было принято решение перейти на новую комплексную систему, как наиболее современную и отвечающую всем актуальным и перспективным потребностям горнодобывающего предприятия. Кроме того, электронный документооборот и делопроизводство внутри предприятия были реализованы с помощью системы «1С:Документоборот КОРП», интегрированной с «1С:ERP Горнодобывающая промышленность 2».
Были автоматизированы следующие направления деятельности:
- Бухгалтерский и налоговый учет с возможностями:
- полавного учета затрат;
- расчета себестоимости в разрезе единиц техники;
- распределения услуг вспомогательных производств и общепроизводственных расходов на капитальные и текущие расходы проходческих участков;
- списания расходов будущих периодов на эксплуатационные горно-подготовительные работы;
- распределения накладных расходов по объектам строительства.
- Оперативный учет и управление производством по основным процессам (добыча, подготовительные работы, перевозки и транспорт, отгрузка продукции железнодорожным транспортом, геологоразведка) с возможностями:
- оперативного учета горных работ, времени работы и простоев оборудования, с детализацией по отдельным операциям, условиям работ, причинам простоев;
- повагонного учета поступления, перемещения и отгрузки продукции, позволяющего отслеживать перемещения вагонов от поступления на станцию до передачи грузополучателю.
- Управленческий учет.
- Управление складом.
- Формирование и обеспечение потребностей, управление запасами и закупками.
- Управление взаиморасчетами с поставщиками.
- Управление продажами, взаиморасчеты с клиентами.
- Управление затратами, прочими расходами.
- Казначейство и управление денежными средствами с возможностями контроля лимитов для заявок на расход денежных средств и отчетов по бюджету движения денежных средств.
- Расчет плановой и фактической себестоимости продукции.
Документооборот и делопроизводство:- Электронный документооборот с КИС «ММК» для обмена первичными документами между предприятиями группы.
Был доработан функционал следующих подсистем:
- бухгалтерский и налоговой учет;
- управление продажами;
- управление складом и закупками;
- казначейство;
- управление горными работами и технологическими перевозками;
- управление переработкой и обогащением продукции;
- управление отгрузкой продукции;
- управление качеством продукции.
В рамках создания комплексной системы учета была реализована единая система нормативно-справочной информации (справочников номенклатуры, контрагентов, договоров). Настроена интеграция с информационной системой головного предприятия (КИС «ММК») в части централизованного управления нормативно-справочной информацией (номенклатура, контрагенты, договора контрагентов), взаиморасчетов, казначейству, бюджетированию, работы с тендерной площадкой и электронного документооборота.
Автоматизировано 100 рабочих мест. Проектная команда состояла из специалистов всех направлений деятельности – программистов, методистов, экспертов, бухгалтеров, технических и производственных специалистов и насчитывала 31 человека (13 человек со стороны «Синерго» и 18 человек со стороны заказчика).
Особенности и уникальность проекта
- Отраслевая специфика. Производственный учет на предприятиях горнодобывающей отрасли имеет свои особенности. Процессы добычи, перемещения и переработки полезных ископаемых характеризуются специфическими показателями, которые необходимо учитывать при автоматизации. В частности, были реализованы оперативный учет производственных показателей по добыче, проходке, обогащению и отгрузке продукции, полавный учет затрат, расчет себестоимости в разрезе единиц техники, распределение расходов будущих периодов, интеграция с системой ЭТРАН и весовым оборудованием и др. Подключение весового оборудования позволило автоматически загружать в систему данные о весе порожних и груженых вагонов, а интеграция с системой ЭТРАН – автоматически заполнять реквизиты документов, загружать данные о движении вагонов.
- Комплексный подход. Создана комплексная система учета, объединяющая управленческий, регламентированный и производственный учет, и охватывающая все переделы горного производства – от забоя до отгрузки продукции потребителю в количественном и качественном выражении.
- Реорганизация предприятия. Проект проходил в условиях реорганизации предприятия: предприятия компании «Белон» -- Шахта «Чертинская-Коксовая», Шахта «Костромовская», обогатительная фабрика ЦОФ «Беловская» и Цех сервиса и логистики -- были объединены в компанию «ММК-УГОЛЬ». В результате были пересмотрены ряд бизнес-процессов, изменены требования к документации и отчетности. Наиболее сложной при внедрении стала задача координации действий сотрудников различных подразделений, работающих в единой информационной системе.
Ключевые итоги проекта
- Главным результатом проекта стала оптимизация существующих бизнес-процессов. Предприятие «ММК-УГОЛЬ» получило комплексную систему учета, в которой сведены в единое информационное пространство оперативный производственный учет (добыча, обогащение, перевозки, отгрузка, транспорт и ремонты), управленческий и регламентированный учет.
- В ходе проекта достигнута основная цель – быстрое закрытие месяца. Бесшовная интеграция с решением «1С:Документооборот КОРП» обеспечила возможность быстрого внутреннего согласования заявок на расход денежных средств, заказов на внутреннее потребление и других внутренних документов. Внедрение «1С:Документооборот» позволило оптимизировать процессы согласования документов.
- Построенная комплексная система учета позволила существенно снизить трудозатраты на подготовку управленческой отчетности, увеличить скорость работы финансовой службы, сократить количество ошибок и корректировок в течение года.