С 1 июля 2017 года использование онлайн-касс стало обязательным практически для всех ритейлеров, в том числе и интернет-магазинов. По мнению экспертов рынка, не все интернет-магазины смогут работать по новым правилам.
Что будет с маленькими магазинами?
Введение онлайн-касс в целом упорядочит рынок, считает Алексей Федоров, президент АКИТ. Главным плюсом внедрения онлайн-касс Федоров назвал вывод из тени маленьких интернет-магазинов. Это создаст равные условия для ведения бизнеса и сократит недобросовестную конкуренцию на рынке. Кроме того, ФНС сможет проводить проверки на основе риск-ориентированной системы, которая строится на результатах народного контроля и базе данных по чекам.
«Первая десятка проверяется три раза в год, первая сотня – раз в три года. Маленькие интернет-магазины не проверяются вообще», – подчеркнул Федоров.
Эксперт уверен, что 54-ФЗ позволит решить эту проблему. Однако остается лазейка, благодаря которой небольшие магазины могут остаться в «тени». Такие ритейлеры будут использовать «Сбербанк-Онлайн», чтобы производить оплату с карты на карту в обход ККТ.
По мнению Татьяны Глазачевой, исполнительного директора платежного сервиса Robokassa, если «гайки будут закручены», почти все небольшие ритейлеры будут вынуждены уйти с рынка или работать в «тени».
Основные партнёры сервиса Robokassa – это микробизнес с оборотом менее 100 тысяч рублей в месяц. Из них почти 90% имеют оборот не более 30 тысяч рублей в месяц. Для них покупка касс или аренда ККТ практически невозможна.
«Это самозанятое население, которое пытается себе создать дополнительный доход. Мы пытаемся вырастить молодых предпринимателей, но получается, что на корню это убиваем», – прокомментировала Татьяна Глазачева.
Так, покупка программно-аппаратного комплекса «1С:Касса», состоящего из кассового аппарата и облачного приложения на 12 месяцев, обойдётся в от 30 400 рублей. Подключение к оператору фискальных данных в сервисе «1С-ОФД» (годовой договор) – 3 000 рублей. Окончательная стоимость комплекса «1С:Касса» зависит от стоимости услуг по вводу ККТ в эксплуатацию, стоимости ЭЦП, стоимости доступа в интернет, стоимости доп. оборудования (например сканер ШК) и стоимости выбранного тарифа ОФД.
Маленькие интернет-магазины в основном представляют собой одностраничные сайты, многие из них принимают оплату в виде перевода с карты на карту между физическими лицами. Если в закон внесут поправки, которые обяжут всех ритейлеров принимать оплату карточками и регистрировать это в ККТ, одностраничные магазины закроются или перейдут в соцсети, считает Глазачева. Там ритейлер будет работать со своей клиентской базой, передавая товары лично в руки.
Готовность к переходу
Несмотря на то, что с 1 июля 2017 применение онлайн-ККТ стало обязательным, далеко не все даже крупные ритейлеры перешли на новый режим работы. Так, Алексей Федоров отметил, что на начало июля из Топ-1000 российских интернет-магазинов к работе по новым правилам были готовы 80%.
Намного хуже ситуация среди небольших магазинов. По данным Robokassa, из 10 тысяч активных юрлиц-партнеров только 1,5 тысячи заняты поиском решений. Остальные либо не знают о законе, либо игнорируют его. По словам Татьяны Глазачевой, малые предприниматели – это в основном программисты, которые не интересуются вопросами финансов и законодательства, поэтому среди малых ритейлеров очень низкий процент информированности о требованиях 54-ФЗ.
«1 июля ничего не изменило. Микробизнес не знает об этом законе, поэтому будет работать как раньше. Изменения начнутся, когда ФНС начнет звонить и обращать внимание», – прогнозирует Татьяна.
О низкой информированности говорит опрос, результаты которого привел Алексей Макаров, президент компании «АТОЛ». Согласно этому исследованию, 54% опрошенных в принципе не понимают, кто такие операторы фискальных данных. Лишь 20% ответили, что хорошо понимают их роль и значение. Кроме того, для работы с личным кабинетом ФНС необходима квалифицированная электронная подпись. По результатам на конец июня 2017 года 55% опрошенных заявили, что квалифицированная электронная подпись у них имеется. Еще 10% затруднились ответить, есть ли подпись, а 35% заявили, что ее нет.
Внедрение онлайн-касс в e-commerce столкнулось с рядом специфичных проблем. Первая группа – это нехватка бюджета, отсутствие специалистов в штате и нехватка технических решений на рынке. Вторая группа проблем связана с тем, что 20% рынка работает на самописных платформах, а 34% вообще затруднились ответить на какой платформе они работают. Таким образом, интеграция ККТ в системы значительно затрудняется.
Источник: Retail.ru